Прослеживаемость товаров

Новые требования законодательства по прослеживаемости товаров распространяются не только на импортеров, но и на всех участников товарооборота внутри России


«
8 июля 2021 года были утверждены и опубликованы постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2021 № 1108 «Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров», № 1110 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости на территории Российской Федерации», № 1109 «Об утверждении критериев отбора отдельных видов товаров для включения в перечень товаров, подлежащих прослеживаемости на территории Российской Федерации». Постановления вступили в силу с момента их опубликования.

»
Прослеживаемости подлежат товары, находящиеся в собственности организаций, ввезенные на территорию РФ из стран ЕАЭС или из иных стран в режиме импорт, если их коды в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС включены в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2021 № 1110:

  • холодильники и холодильное оборудование;
  • автопогрузчики;
  • бульдозеры, грейдеры, экскаваторы;
  • стиральные машины;
  • мониторы и проекторы;
  • транспортные средства промышленного назначения, не оборудованные подъемными или погрузочными устройствами;
  • детские коляски;
  • детские сиденья (кресла) безопасности.

Требования прослеживаемости распространяются не только на импортеров, а на всех участников товарооборота внутри России: тех, кто покупает, перепродает, использует для собственных нужд, утилизирует, передаёт, вывозит прослеживаемые товары из страны
Новые формы отчетности по прослеживаемым товарам
В ноябре 2020 года в НК РФ включены положения об обязанности налогоплательщика представлять в налоговый орган отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости:

  • Уведомление о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации на территорию другого государства — члена ЕАЭС (КНД 1 169 009);
  • Уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории другого государства — члена Евразийского экономического союза на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (КНД 1 169 008);
  • Уведомление об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости (КНД 1 169 011);
  • Отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (КНД 1 169 010).
Административная ответственность и
механизмы контроля
1000 руб. за каждый непредставленный документ
Непредставление налогоплательщиком отчета об операциях с подлежащими прослеживаемости товарами и (или) документов, содержащих реквизиты прослеживаемости
1000 руб. за каждый счет-фактуру, УПД или отчет
Неотражение или искажение налогоплательщиком реквизитов в счетах-фактурах, УПД, а также за искажение реквизитов в отчете об операциях
200 руб. за каждый счет-фактуру или УПД
Нарушение налогоплательщиком способа представления счетов-фактур и УПД с реквизитами прослеживаемости
1000 руб. за каждый непредставленный или несвоевременно представленный документ
Невыполнение обязанности по представлению операторами документов, содержащих реквизиты прослеживаемости:
  • счетов-фактур
  • корректировочных счетов-фактур
  • УПД,
  • универсальных корректировочных документов
Что это значает для вас?
С введением системы прослеживаемости товаров, а также новых форм документов и отчетности, налогоплательщикам необходимо принять ряд мер для соблюдения новых требований законодательства, в том числе:
1
Внести изменения в используемые формы счета-фактуры и корректировочного счета-фактуры, а также в книги покупок, продаж и другие регистры учета НДС
2
Разработать методологию учета товаров, подлежащих прослеживаемости
3
Организовать процесс по подготовке и своевременной подаче новых форм отчетности
4
Организовать процесс взаимодействия с поставщиками по выявлению товаров, подлежащих прослеживаемости
5
Разработать процесс по выявлению ошибок поставщиков до декларирования и/или внесения изменений в ДТ после выпуска (при этом необходимо учесть риски привлечения к ответственности за таможенные правонарушения)
6
Обеспечить корректность данных, отражаемых в первичных и учетных документах, в том числе при приобретении прослеживаемых товаров
7
Внести соответствующие изменения в учетную систему
8
Настроить систему ЭДО и ее интеграцию с учетной системой
Услуги EY:
  • Идентификация товаров, подлежащих прослеживаемости
  • Анализ готовности компании к прослеживаемости
  • Консультационные услуги в отношении прослеживаемости товаров
  • Разработка методологии и подхода к учету прослеживаемых товаров
  • Настройка процесса учета товаров, подлежащих прослеживаемости
  • Аутсорсинг подготовки новых форм отчетности и первичной документации
  • Помощь в переходе на ЭДО

  • Консультирование по процессу маркировки товаров. Предварительная оценка влияния новых требований на бизнес
  • Индикация ключевых бизнес-процессов, процессов документооборота, внутренних контролей, на которые повлияет система маркировки
  • Описание бизнес-процессов, процедур и внутренних контролей, которые необходимо внедрить/наладить/изменить и сути предлагаемых изменений
  • Адаптация ИТ-систем компаний к новым требованиям по обязательной маркировке товаров

Наша команда
Лариса Горбунова
Ассоциированный партнер EY
Практика по предоставлению услуг по подготовке бухгалтерской и налоговой отчетности

Вильгельмина Шавшина
Ассоциированный партнер EY,
руководитель группы услуг по таможенному регулированию и международной торговле в СНГ, практика налоговых и юридических услуг
Инна Елисанова
Директор EY,
группа таможенного регулирования и международной торговли


Свяжитесь с нами
Будьте в курсе актуальных новостей бизнеса.
На нашем сайте используются файлы cookies, которые делают его более удобным для каждого пользователя. Посещая страницы сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies
Принять